В Московском доме национальностей прошел семинар "Языки народов России и приоритеты образовательной политики"

Фото: mdn.ru Фото: mdn.ru

В Московском доме национальностей (и на платформе Zoom) прошел семинар «Языки народов России и приоритеты образовательной политики» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме». В работе приняли участие представители высших учебных и научных заведений, национальных общественных организаций, эксперты в области языкознания, преподаватели русского языка и языков народов России, приглашенные гости.
Со вступительным словом выступили Мартынова Марина Юрьевна, главный научный сотрудник, руководитель Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, доктор исторический наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор и Омельченко Елена Александровна, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета, руководитель АНО Центра содействия межнационального образования «Этносфера», председатель Комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, доктор исторических наук. Они поприветствовали присутствующих, а также рассказали о целях и задачах мероприятия. Огласив повестку и регламент семинара, Марина Юрьевна передала слово и.о. директора Федерального института родных языков народов Российской Федерации, Почетному работнику воспитания и просвещения РФ И.В. Новокрещенову.
Илья Владимирович выступил с докладом «О деятельности Федерального института родных языков народов РФ». Эксперт подчеркнул, что одним из приоритетов государственной национальной политики является как сохранение культурного наследия, которое транслируется родными языками народов России, так и их развитие, потому как они являются фундаментом для сбережения традиционных ценностей.
Выступающий представил основные статистические данные в этой сфере. Так в 2022 году совместно с коллегами из регионов было подготовлено 77 программ по родным языкам, из которых 66 были одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и размещены в реестр примерных основных общеобразовательных программ. Однако на сегодняшний день стоит задача подготовки и включения федеральных рабочих программ по родным литературам и языкам в новые Федеральные основные общеобразовательные программы. Илья Владимирович подчеркнул, что в федеральном перечне представлены учебники только по 25 из 67 изучающихся языков.  
С докладом «Конкурс «Билингва» как эффективная практика поддержки двуязычия в семье и школе» выступила эксперт в сфере образования, один из авторов линейки УМК для 1-4 классов «Литературное чтение на родном (русском) языке», сопредседатель оргкомитета Конкурса детского и молодежного творчества «Билингва», кандидат филологических наук, доцент Синёва Ольга Владимировна. Выступающая рассказала о целях и задачах, истории создания и развития проекта, его основных направлениях. Как отметила О.В. Синёва, концепция конкурса предполагает развитие ценностного отношения у детей и молодежи к родному и русскому языкам, культурному наследию, традиционным ценностям и семейным устоям, поддержку учащихся, проявляющих интерес в данной сфере.   
Ведущий научный сотрудник ИЭА РАН, председатель ФНКА российских цыган, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, доктор исторических наук Деметер Надежда Георгиевна представила доклад «Проблема сохранения цыганского языка». Она акцентировала внимание на том, что в рамках рассматриваемой ей тематики,  ключевым фактором является отсутствие государственности у цыган, однако каждый народ имеет право на сохранение и изучение своего родного языка. Существующий цыганский язык, в основном, состоит из бытовой лексики, поэтому довольно сложно выражать им научные, философские понятия. При этом свободно изъясняется и понимает цыганскую речь 98% цыган, но только 62% способны прочесть литературу на родном языке. Навыками письма владеют лишь 58% цыган.     
Также на семинаре с тематическими докладами выступили: И.И. Бойко, заведующий отделом чувашской энциклопедии Чувашского государственного института гуманитарных наук, доктор исторических наук и Долгова А.П., ведущий научный сотрудник ЧГИГН, кандидат филологических наук – «О преподавании родных языков в Чувашии»; В.С. Харитонов, научный сотрудник Научного центра по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания РАН –  «Приоритеты образовательной политики для поддержки нанайского языка»; Ю.В. Литвин, научный сотрудник Института языка, литературы и истории – ОП ФГБУН ФИЦ «Карельский научный центр Российской академии наук», кандидат исторических наук – «О работе языкового гнезда в с. Ведлозеро для детей дошкольного возраста (карельский язык)»; Г.Т. Бакиева, старший научный сотрудник лаборатории лингвистической антропологии Национального исследовательского Томского государственного университета – «Современное состояние сибирскотатарского языка: изучение и перспективы преподавания в школе»; Ю.Н. Квакшин, руководитель отдела Центра палеоэтнологических исследований, кандидат исторических наук – «Такой разный ненецкий язык. Почему в школе преподают на одном диалекте?»; Э.В. Хилханова, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям Института языкознания РАН, доктор филологических наук, доцент – «Родные языки в школах РФ после поправок ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2018 г. в зеркале общественного мнения»; Б.А. Синанов, научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева – филиала ВНЦ РАН, кандидат исторических наук – «Осетинский язык и современная этноязыковая ситуация в Республике Северная Осетия-Алания»; Э.Ф. Рязанова, научный сотрудник ИЭА РАН, кандидат исторических наук – «О преподавании родных языков в Башкортостане»; М.А. Кривенькая, член Союза переводчиков России, руководитель секции «Перевод деловой и научно-технической документации», член Международной Федерации переводчиков, член Национального общества прикладной лингвистики. Координатор кафедры ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция мигрантов», директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества Московского педагогического государственного университета, кандидат филологических наук – «Из международного опыта сохранения и поддержки многоязычия»; О.И. Артеменко,  директор Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХИГС, кандидат биологических наук – «Современный федеральный государственный образовательный стандарт: условие развития родных языков»; И.С. Удальцов, студент ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)» МИД РФ – «Греческий язык как малый язык Российской Федерации».
Эксперты рассмотрели ключевые вопросы сохранения и развития языков народов России на законодательном и региональном уровнях; основные приоритеты молодежи в языковой сфере; ситуацию в образовательных учреждениях в области преподавания родных языков, а также способы и методы их популяризации и мотивации к изучению.  
Отдельно выступающими было отмечено, что языковое многообразие является национальным достоянием народов России. Оно отображает уникальный исторический опыт и культурные традиции государства. Именно этим обуславливается актуальность проблемы сохранения и развития языков.
Завершая мероприятие, Мартынова Марина Юрьевна поблагодарила участников заседания за продуктивную работу и активное обсуждение докладов.


Источник:

Московский дом национальностей

Read 4467 times
Go to top